Основатель Института современного международного права и GDA Group, председатель Совета Фонда защиты прав инвесторов в иностранных государствах Ярослав Богданов оценил учрежденную Морскую коллегию России в части выделения в ней отдельного направления - Совета по защите национальных интересов страны в Арктике.
Указ о создании госструктуры был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным. Кроме Совета по Арктике будут сформированы Совет по стратегическому развитию Военно-Морского Флота [ВМФ] и Совет по развитию и обеспечению морской деятельности. Морскую коллегию возглавит экс-секретарь Совбеза РФ, действующий помощник главы государства Николай Патрушев. Под его началом будет проведен анализ нормативно-правовой базы морского судоходства на предмет соответствия новым геополитическим условиям и вызовам, стоящим перед РФ. По результатам этой работы власти обновят, в случае необходимости, ряд документов для соответствия с национальными интересами и целями, установленными Президентом.
Ярослав Богданов обратил внимание, что направление Арктики было выделено в отдельный Совет. Он назвал регион уникальным не только с точки зрения имеющихся в нем залежей энергоресурсов и других полезных ископаемых, но и с точки его географического положения.
- Через Арктику проходит важнейший в условиях климатического потепления транспортный коридор. Несколько лет назад наш Фонд призывал юридически закрепить интересы РФ в этом регионе. Речь идет об исторических морских пространствах Северного Ледовитого океана и внесении изменений в Федеральный закон №155 с указанием в нем Карского и Восточно-Сибирского морей, а также моря Лаптевых, - сказал эксперт.
Ярослав Богданов обратил внимание на прогноз ученых, которые утверждают, что через 25 лет Северный морской путь большую часть календарного года будет свободен от ледяного покрова. Статья 234 «Покрытые льдом районы» ооновской Конвенции по морскому праву от 1982-го года, которую применяет сегодня российская сторона для регулирования судоходства в Арктике, в этом случае утратит свою актуальность. Севморпуть соединяет страны североамериканского континента, Азии и Европы. Маршрут с точки зрения сокращения транспортных расходов очень привлекателен и привлекает в том числе российских оппонентов на внешнеполитическом треке, считает Ярослав Богданов.
- Не стоит обманывать себя, что Запад станет придерживаться действующих норм. Поправки в Федеральном законодательстве позволят России устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных кораблей. Для этого будут созданы юридические основания, потому что Севморпуть проложен через российские внутренние воды. Это позволит пресечь посягательства на исторические арктические территории, которые принадлежат России, - заявил он.
ВП