Председатель Совета Фонда защиты прав инвесторов в иностранных государствах, основатель Института современного международного права Ярослав Богданов прокомментировал денонсацию Ригой Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 года, вступившего силу 29 марта 1995 года (далее – Договор о правовой помощи). Эксперт считает этот шаг политизированным и не имеющим отношения к приверженности государства соблюдению прав человека.
Издание Внешнеэкономические связи отмечает, что Данный Договор предоставлял гражданам и юридическим лицам каждого государства национальный режим в отношении личных и имущественных прав в области гражданских, семейных и уголовных дел. Договор также устанавливал основания, объем и порядок оказания правовой помощи, в том числе регулировал вопросы возмещения расходов, связанных с оказанием правовой помощи.
В компетенцию Договора о правовой помощи входили вопросы о порядке вручения документов, о выдачи документов о личном, семейном и имущественном положении, о пересылке свидетельств о гражданском состоянии и других документов, о вызове за границу свидетеля или эксперта, об оказании бесплатной правовой помощи, о компетенции национальных государственных судов, о правоспособности и дееспособности физических и юридических лиц, о заключении и расторжении брака, о признании его недействительным, об усыновлении, опеке и попечительстве, о праве собственности, о форме сделки, о порядке возмещения вреда, вопросы наследования, вопросы признания и исполнения решений по гражданским и семейным делам, а также по уголовным делам в части возмещения ущерба, вопросы по осуществлению уголовного преследования и выдачи по уголовным преступлениям, вопросы обмена сведениями о судимости, о результатах уголовного преследования, о вступивших в законную силу приговорах.
Массу бытовых, гражданских, административных уголовных и прочих сфер охватывало денонсируемый Латвией Договор, обратил внимание Ярослав Богданов. По его мнению прекращение действия Договора о правовой помощи существенно затруднит реализацию прав физических и юридических лиц как Латвийской Республики, так и России. Возникнут большие сложности в разрешении семейных, наследственных правоотношений, в области признания действительности официальных документов, а также по вопросам признания и исполнения иностранных судебных решений, считает основатель Института современного международного права.
Например, указал он, прекратит действовать статья 13 Договора, когда документы, которые были на территории одной из Договаривающихся Сторон составлены или засвидетельствованы судом или официальным лицом (постоянным переводчиком, экспертом и др.) в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенные печатью, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без какого-либо иного удостоверения. Документы, которые на территории одной Договаривающейся Стороны рассматриваются как официальные, пользуются и на территории другой Договаривающейся Стороны доказательной силой официальных документов.
Говоря юридическим языком, с момента как эта договоренность между двумя странами перестанет действовать, для использования официальных документов одного государства на территории другого государства потребуется их легализация, а в части документов, в отношении которых она отменена в силу Конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 года, проставление на них апостиля.
- Денонсация Ригой Договора о правовой помощи повлечет деградацию сотрудничества между РФ и прибалтийской республикой в области оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и демонстрирует игнорирование Латвией приоритета прав человека над государственной политикой, которая эти права не учитывает, - сказал Ярослав Богданов.
вп