Юристы Фонда защиты прав инвесторов в иностранных государствах проанализировали законы РФ относительно морей Северного Ледовитого океана и сошлись во мнении, что Восточно-Сибирское, Карское море и море Лаптевых следует обозначить как российские внутренние морские воды. В противном случае страна может потерять контроль над Северным морским путем уже через 30 лет.
На сегодняшний день Россия является монополистом по регламентированию судоходства через Северный морской путь, соединяющий Азию с Европой. Она устанавливает порядок прохода судов, их конструкцию и проводку лоцманами. Однако глобальное потепление делает неизбежным процесс изменения климата,период передвижения по Северному морскому пути увеличивается. Стремительное таяние ледяной кромки может привести к освобождению ото льдов значительной части территории.
В итоге вышеозвученных процессов статья 234 “Покрытые льдом районы” Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, которая позволяет России устанавливать контроль за судоходством по вышеописанным трассам, перестанет действовать. Поэтому существует риск полного открытия СМП для судоходства в летний период. Это может произойти уже в 2050 году. И тогда российские ВС не смогут препятствовать иностранным кораблям, которые будут свободно заходить в арктические моря РФ.
Согласно выводам главы совета Фонда защиты прав инвесторов Ярослава Богданова, защитить свои территории Россия может только при помощи закрепления юридического права на морские пространства Северного Ледовитого океана на законодательном уровне.
“Только такие меры позволят подтвердить, что значительная часть данного морского пути проходит через внутренние воды России. Тогда сохранится право контроля независимо от изменений климата и отступания льдов”, - считает Богданов.
Стоит отметить, в настоящее время моря Северного Ледовитого океана не входят в состав территории РФ в действующей правовой базе.
Фото ЮФ