
По окончании встречи в Сочи премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что предложил президенту РФ Владимиру Путину «новый подход» к решению вопросов о спорных островах Курильской гряды – так называемых «северных территорий», которыми называют в Японии острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.
По мнению экс-главы департамента Европы и Азии МИД Японии, директора НИИ мировых проблем при Институте промышленности в Киото Кадзухико Того, под «новым подходом» Абэ подразумевает возвращение Японии российских островов Шикотан и Хабомаи по Совместной декларации 1956 года и превращение в совместную особую экономическую зону на основе общего законодательства островов Кунашир и Итуруп.
Того пояснил, что Совместная декларация 1956 года предполагала передачу островов Шикотан и Хабомаи Японии после заключения мирного договора, а судьба двух других островов должна была решиться в ходе мирных переговоров – с таким предложением в 1992 году выступил Андрей Козырев, который был тогда министром иностранных дел России. Однако Японию такая постановка вопроса не устроила в связи с отсутствием гарантий передачи Кунашира и Итурупа.
Значительно позже, в 2001 году в ходе встречи тогда уже президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Японии Ёсиро Мори, японская сторона предложила России параллельно рассматривать вопрос Хабомаи-Шикотан и Кунашир-Итуруп, и на это предложение Путин тогда ответил - «посмотрим».
Этот ответ Путина, - считает Того, - открывал перспективу для работы на уровне внешнеполитических ведомств, однако вскоре в Японии сменился премьер-министр, и японская сторона фактически ушла от переговоров на эту тему. С точки зрения России, на протяжении 20 лет несколько раз переговоры, не успев начаться, прерывались именно по вине Японии. Естественно, что это вызывает раздражение у России, - отмечает Того.
По мнению эксперта, принятие компромиссного решения позволило бы устранить территориальную проблему, провести границу и заключить мирный договор. А создание на Кунашире и Итурупе совместной особой экономической зоны позволило бы совместно развивать эти территории, создавать там «острова красоты» и работать над сохранением их природного богатства, - считает Того.
tass.ru