Центральное командование Вооруженных сил Соединенных Штатов Америки (CENTCOM) информировало о прибытии в Средиземное море атомной подлодки "Огайо", которая является одной из составляющих ядерной триады США. В этот же день, 5 ноября, ВС России заявили об успешном пуске "Булавы" [межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования] с подводного крейсера «Император Александр III». Так или иначе в мире стали происходить вещи, в том числе в зоне обострения палестино-израильского конфликта, которые затрагивают и напрямую влияют на глобальную ядерную безопасность.
В беседе с журналом "Внешнеэкономические связи" президент DZGroup (DZG) Эдуард Буданцев отметил, что выше указанные события возникают на фоне ближневосточного турне госсекретаря США Энтони Блинкена. Глава Госдепа побывал в Израиле, Иордании, Палестине, Ираке, и сегодня находится с визитом в Турции. При этом возможности Вашингтона весьма ограничены, если принять во внимание массовое осуждение мировым сообществом гибели гражданского населения в Газе. Об этом, в частности, пишет New York Times.
Эксперт отметил, что политические и дипломатические шаги не мешают американцам параллельно усиливать собственную национальную мощь. Известно, что Пентагон выделил 1 миллиард долларов на программу строительства спускаемого аппарата MK21A (RV) для МБР LGM-35A Sentinel, которая заменит устаревающую LGM-30 Minuteman III. Контракт достался крупнейшей компании военно-промышленного комплекса Lockheed. В Пентагоне также анонсировали планы о создании бомбы, мощность которой в 24 раза превзойдет мощность боеголовки, сброшенной на Хиросиму. А Китай, соответственно, сообщил о намерении нарастить число ракет с ядерным потенциалом до тысячи единиц. При этом Вашингтон и Пекин намерены провести встречу, первую со времен правления в США Барака Обамы, по вопросам нераспространения и контроля над ядерными вооружениями.
- Угроза ядерной гонки вооружений подтолкнула две конкурирующие державы к обсуждению этого вопроса. Однако в США третьей по величине угрозой, после Китая и России, называют Иран. Если верить оценке угроз американского разведсообщества, сделанной на 2023 год. И если у Вашингтона с Пекином и Москвой так или иначе диалог присутствует, то с Тегераном все сложнее. А на Ближнем Востоке именно Иран - ключевой противник США, - сказал Эдуард Буданцев.
Причастные к обострившемуся в регионе конфликту стороны все чаще допускают от себя упоминание ядерного оружия. Например, израильский министр по делам Иерусалима и еврейского наследия Амихая Элияху заявил, что удар атомной бомбы по Газе - один из рассматриваемых в Тель-Авиве сценариев. Позже он вынужден был скорректировать свои слова, однако высказанное на всех континентах возмущение заставило власти государства отстранить чиновника от обязанностей. Глава МИД Ирана, реагируя на заявления Элияху, призвал СБ ООН и МАГАТЭ предпринять действия по «денуклеаризации Израиля».
Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) считает, что Израиль входит в число ядерных держав, хотя официально он и не подтверждал наличие у себя ядерного оружия. Но сам факт нахождения недалеко от зоны конфликта субмарины США с атомными бомбами повышает риск перерастания его в ядерный, добавил эксперт. Он также напомнил, что Ближний Восток - центр экономических интересов всех крупнейших игроков современной мировой геополитики.
- Здесь конкурирует инициатива западных стран от G20 по созданию коридора Индия-Ближний Восток-Европа (IMEC) с планами Китая создания коридора “Один пояс, один путь”. При неспособности разрешения конфликта дипломатическим путем оба проекта рискуют быть похоронены одним ядерным ударом, - заявил президент DZG.
вп