Командование военно-воздушных сил Малайзии 1 июня заявило, что 16 китайских военно-транспортных самолетов были близки к нарушению воздушного пространства страны после того, как они были обнаружены осуществляющими «подозрительную» деятельность над Южно-Китайским морем.
Малайзия была вынуждена 31 мая поднять в воздух истребители, чтобы провести визуальное подтверждение того, что самолеты КНР пролетели всего в пределах 112 км от побережья штата Саравак на малайзийском Борнео. Китайские самолеты не связывались с региональным авиадиспетчером, несмотря на то, что были проинструктированы несколько раз, сообщило командование малайзийских ВВС.
- Этот инцидент представляет серьезную угрозу национальному суверенитету и безопасности полетов из-за плотности воздушного движения над воздушными путями, — говорится в заявлении малайзийских ВВС.
Посольство Китая в Куала-Лумпуре не сразу ответило на запрос о комментариях. Известно, что Пекин выдвигает экспансивные претензии на водный путь, через который ежегодно проходит около 3 триллионов долларов торговли кораблями. Бруней, Малайзия, Филиппины, Тайвань и Вьетнам также имеют конкурирующие претензии на различные острова и объекты в этом районе, и береговая охрана Китая регулярно предупреждает иностранные суда и самолеты покинуть то, что она называет своей территорией.
Военно-воздушные силы Малайзии заявили, что самолеты, состоящие из стратегических транспортников Ил-76 и Ил-20 «Сиань», двигались в тактическом строю «по следу» на высотах от 7,1 тыс. метров до 8,23 тыс. метров.
В прошлом году китайский разведывательный корабль провел месячное противостояние с малайзийским нефтеразведочным судном в исключительной экономической зоне Малайзии в Южно-Китайском море. Этот инцидент последовал за многомесячными дипломатическими протестами Филиппин по поводу присутствия сотен китайских рыболовецких судов в их «Исключительной экономической зоне», которые, по их словам, укомплектованы ополченцами. Китай в основном эти жалобы игнорировал.